Человек – это стиль

Ведь уже более полвека основным потребителем моды во всех развитых странах стали люди труда, которые до тех пор своей моды, по сути, не имели. Народный костюм остался в деревне. Одежда городского населения в своей массе была всего лишь упрощенной копией того, что рождалось в элитных кругах общества. Ведь погоня за модой издавна считалась привилегией аристократии.

Массовый пошив только зарождался. Шили в основном дома или у портных-самоучек. Элиту же обслуживал «высокий пошив». Самые талантливые мастера за баснословные суммы создавали туалеты — произведения искусства, перед которыми безнадежно меркло творчество доморощенных портных. Кинозвезды — «дама мечты» — Грета Гарбо, «голубой ангел» Марлен Дитрих в сказочно красивых нарядах — владели воображением целых поколений. Подражание элите было неизбежным.

Ну а как в нашей стране, где уже не было элиты? История сложилась так, что первое слово в моде произносилось «галантерейной державой» — Францией. Опыт, накопленный швейным делом — самой доходной инсдустрией страны, не имел равных. Костюм фабричной работницы-москвички имел больше общего с костюмом служащей Лондона или Парижа, чем с туалетами, украшавшими витрины отечественных домов «русского пошива». Детище XX века — всепроникающий кинематограф — с быстротой молнии разносил все новое, что появлялось в костюме, в короткое время сделал массовую моду интернациональной. Процветал «фасон». Фасон — это набор элементов, позволяющих на основе одного силуэта добиться разнообразия — ведь каждому хочется как-то отличаться от других. Но только очень хорошим портным удавалось добиться точного соответствия каждой детали художественному целому. В большинстве же случаев связь была случайной, механической, а потому негармоничной.

Заказчицы порой просматривали горы журналов — свежих и многолетней давности, выуживая для себя из разных моделей что попало: воротники, подрезы, отделку… С готовых платьев в том же порядке копировались другие. Так возникали печально известные «копии копий», годившиеся разве что для толпы с нетребовательным вкусом. Прикладывали свою руку и портные, искавшие по своему разумению линии и формы. Люди жили в мешанине бесчисленных искажений, довольствуясь лишь отдаленным приближением к модному образцу, свыкаясь с неточностью форм и безвкусицей.

Силуэты были просты, однако всегда приспосабливались к типу фигуры. Были заброшены корсеты, но красота по-прежнему требовала жертв: если в 20-е годы женщины затягивали грудь, чтобы добиться идеала моды — облика мальчика-подростка, то в 40-е гнулись под тяжестью двойных подплечников. Издавна привилегированный класс обрек себя на неудобство в одежде, чтобы выделить свое особое положение в обществе. Женщине же с полной рабочей неделей самым важным стало сохранить удобство костюма. И в то же время не уходило желание «вписываться» в очередные искусственные рамки геометрии, варианты которых неутомимо поставлял «высокий пошив». За сравнительно короткий период в истории костюма модельерами были освоены почти все симметричные буквы алфавита, обозначавшие тот или иной силуэт:  А, I, Н, У, Т…

Мода не нянчилась ни с типом внешности, ни с возрастом. Для всех одна. И вот на юных лицах появился жгучий грим роковой Клеопатры, а мать двоих детей вышагивала по улице в подростковом платье-распашонке.

Мода превращалась в бремя — сковывающее и разорительное.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>