Формирование русского национального костюма

Одежде России XIX века прежде всего свойственна классовая и социальная обособленность. Дворянские
костюмы тяготели к моде европейских столиц. Нередко знать выписывала одежду из Парижа, Лондона, Вены.
Модные журналы наводняли страну, а рубрика «Модные картинки» постоянно мелькала в различных периодических изданиях.
Купечество долгое время сохраняло, особенно в провинции, старинные формы одежды. Консерватизм сказался и на покрое сюртуков, которые своей длиной, просторными формами напоминали кафтаны, в упорной привязанности к сапогам, окладистой бороде. Женщины носили сарафаны, шубейки, очень напоминающие старинные душегреи, и обязательно шали. Но в конце XIX века в этой среде произошли крупные перемены: молодежь изо всех сил пыталась подражать знати. Чрезмерная отделка одежды говорила о недостатке вкуса.
Большую долю городского населения составляли чиновники. Их основной одеждой был мундир, форменный костюм различных ведомств.
Можно даже говорить о том, что наличие общих черт различных местных костюмов не вылилось в однообразие национальной одежды. Во всех случаях народный костюм представлял собой комплекс разнообразных сочетаний красок и форм, демонстрировал самобытный покрой платья, обуви, головных уборов, характерные узоры и отделки, которые веками отбирались из огромной сокровищницы народного творчества.
Сколько любви к человеку, кропотливого труда, жизненного опыта и вымысла, большого таланта и светлых надежд вложено в каждый предмет народного костюма: одежду, обувь, украшения! Руками безвестных умельцев создавались эти произведения народного искусства, редкостные по гармонии и красоте, вызывающие неизменное восхищение.
Наиболее интересные образные и декоративно-художественные решения имеют северный и южный костюмы.
Основными частями мужской одежды, менее разнообразной, чем женской, были рубаха, порты, пояс. Их обычно выполняли из домотканых льняных, шерстяных тканей, а во второй половине XIX века — из фабричных. Мужской костюм с его свободными формами всегда подчеркивал молодецкую удаль, богатырское телосложение, спокойную уверенность доброго и сильного человека. Но уже в Киевском государстве, например, появляется ластовица, деталь в форме квадрата, которую вшивали между швом рукава и боковым. В этом проявилась разумная простота, рациональность покроя большинства народных одежд, выполненных обычно из прямоугольных кусков ткани. Ластовица не только обеспечивала большое удобство, но и была элементом декора: ее часто делали цветной, из яркого кумача. На спинке, в верхней части, рубаха имела «подоплеку» — подкладку. Традиционное украшение рубахи — вышивка, располагавшаяся по воротнику и застежке, низу, длинным рукавам. Рубаху носили навыпуск, подпоясывая поясом, часто узорным, с кистями па концах. Нарядные праздничные рубахи могли быть из фабричной шелковой ткани яркого цвета с обильными вышивками.
Они были длинные, до пят, распашные, очень свободные, с большим меховым воротником. Это позволяло надевать тулуп поверх других верхних одежд. Он был незаменим для длительных поездок на санях в морозные дни.
Прелесть русской красавицы — «лебеди белой», «серой утицы», «утушки луговой», «павушки» — воспета народом и в песнях, и в сказках, и в поговорках. Ведь образ птицы — это символ счастья, мечты о свободе, устремление в будущее.
«Отставала лебедушка прочь от стада лебединого»,— пели подружки невесты в свадебной песне.
Созданию этого поэтичного образа способствовал красочный неповторимо-индивидуальный костюм, вобравший в себя мастерство и выдумку рукодельницы.

Сарафан мог быть косоклинным, распашным либо круглым, представляя собой несколько прямых полотнищ, собранных в сборку под обшивку с лямками. Будничные сарафаны выполняли из холста, ситца, праздничные — из шелковых тканей, парчи или узорного плотного шелка яркого цвета. «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан», — поется в песне.
Многослойный севернорусский женский костюм завершали душегрея либо шугай, которые шили из дорогих эффектных тканей — бархата, шелка, парчи, атласа, с отделкой бахромой, лентами, мехом.
Поневы русского костюма могли быть распашными и глухими. Их выполняли чаще из ткани домашней выделки, иногда со вставкой впереди из другого материала. Украшали лентами, вышивкой, металлическим кружевом.

Для северных одежд характерна более сдержанная, спокойная цветовая гамма, для южных — яркие, сочные краски, смелое их сочетание.
Издавна сложилось четкое разграничение женских головных уборов на те, что могла себе позволить девушка, и те, которые должна была носить замужняя женщина. Девичьи, при всем их разнообразии, никогда не скрывали красоты волос, заплетенных в косу. Девичий венец коруна — высокий торжественный убор — имел самые разнообразные украшения из бисера и блесток вплоть до жемчуга. Формы головных уборов в различных областях — неповторимые, заключающие в себе особую прелесть и своеобразную красоту.
Замужним женщинам полагалось полностью скрывать под головным убором волосы, и не было большего позора, чем оказаться на народе «простоволосой». Отсюда многослойность этих уборов, их сложные формы, значительный вес (некоторые достигали 5 килограммов.)
Иногда рога кички достигали 30 сантиметров. Налобную часть дополняла сетка из жемчуга, бисера или бахрома из металлических нитей.
Платки были разнообразные, удовлетворяли вкус любой женщины, молодой и пожилой, боярыни и простолюдинки: с разнообразной вышивкой.
Женская кожаная обувь и в народном костюме более разнообразна, чем мужская, это и сапоги с отделкой кнопками, фестонами, и низкие башмаки с аппликацией из цветной кожи с разноцветными кисточками.
Очень богат ассортимент украшений в женском народном костюме: серьги, украшенные жемчугом, эмалью, полудрагоценными камнями, стеклом, а на севере — ожерелья, плотно охватывающие шею, из мелкого жемчуга, бисера, бусин. Нагрудные украшения были вышитыми.
Издавна в русском народе популярностью пользовался красный цвет, с которым связывали понятие о красоте: красная девица, красное солнышко и т. д. Именно поэтому так часто встречается в народном костюме красный цвет, как самостоятельно, так и в сочетании с другими, особенно белым. В народном костюме мы видим яркий блик солнца, и многоцветные сполохи северного сияния, и пестрый, цветочный ковер лугов, и блеск белых снегов под холодным небом.
Удивительно своеобразным, словно вышедшим из сказки, воспринимаем мы сегодня костюм, созданный руками народных мастеров. В нем очевидно стремление к красоте, богатая фантазия, любовь к родной природе. Народный костюм — это не только памятник материальной культуры и искусства русских людей, это неиссякаемый источник вдохновения современных художников-модельеров, клад, в котором таятся бесценные сокровища народного творчества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>