Обувь — сооружение сложное

Бывает, для одной пары, например, необходимы десятки материалов, видимых и  невидимых; нитки, подкладка, клей, супинатор, промежуточные детали, укрепляющие конструкцию, прокладки… А по трудоемкости — разве сравнишь с работой швейников! Не забудьте еще, когда у швейников разрабатывается новая модель, сколько примерок! Часами терпеливо стоит манекенщик, помогая модельеру отработать конструкцию. Вытачку выше, вытачку ниже. Правда, у нас есть колодка, которая как бы повторяет ногу человека. Но в том-то и дело, что «как бы»… Мы словно снайперы — выстрел сделан, и ошибку не исправишь: на примерку выносится уже готовое изделие.

— И все же не преувеличена ли роль обуви в нашем гардеробе? Ведь что бы ни говорили, это лишь дополнение, аксессуар. Мне кажется, создатели аксессуаров вообще относятся к своей продукции слишком ревностно.

«Наденьте модную шляпку, — советуют модельеры головных уборов, — и наряд преобразится». «Возьмите модную сумочку…» — это специалисты кожгалантереи. А вы, конечно: «Наденьте модную обувь…»

—  Так ведь любой удачный аксессуар придает одежде изюминку. Как в живописи — один-единственный мазок кисти на полотне меняет всю картину. Словом, если вы считаете, что обувь всего лишь дополнение (а ведь на самом деле это не так), попробуйте обойтись без нее! Отнюдь она не последняя спица в колеснице. И когда создается новый ансамбль, разве может это не коснуться обуви? Ведь ее назначение — соответствовать одежде.

—   В чем же выражается соответствие?

—   Комплектность производства — вот основа всего. Бессмысленно предлагать коллекцию обуви, не зная перспективных тенденций в области одежды. Чтобы не было работы вхолостую, в Министерстве легкой промышленности СССР создана эстетическая комиссия научно-технического совета, членом которой я являюсь. Здесь-то и определяется основная линия моды.

Ну, а соответствие с одеждой? Прежде всего стилевое решение. К строгому английскому костюму не подойдет обувь с драпировкой или вышивкой! Затем цвет, сочетание красок, объем. Скажем, одежда перестала быть многослойной, она более компактна, значит, и обувь требуется легче, изящнее. Все здесь взаимосвязано.

В женском ансамбле многое зависит от длины одежды. Едва она укорачивается, обувь становится, если так можно выразиться, более обозримой. Несет самостоятельную нагрузку. Значит, требуется и лучшая проработка всех деталей. Не случайно для демонстрации моды художники тщательно продумывают весь ансамбль одежды и обуви. А вот на наших художественных советах манекенщицы надевают самую нейтральную одежду: синяя юбка, белая блузка — чтобы не отвлекать: внимания от туфель.

—    Вы упомянули манекенщиц… В Доме моделей одежды главные требования к ним — фигура,  внешность…

—    И у нас так же. Но важнее всего — размер стопы. Для показа женская обувь шьется 37-го размера, мужская —42-го.

…Но вот новая модель обуви придумана. Теперь надо разработать и новую методику ее создания. Скажем, испокон веков каблуки в России вытачивались из дерева, а сейчас предложили литые. Получатся ли? Чтобы наготовить мокасины, полотнище кожи надо завернуть каким-то особым способом. Удастся ли? Решили выпускать   трансформирующиеся  сапоги:   к  низеньким  сапожкам приложена  «запасная деталь» — голенище. Будет ли держаться?  Подобные вопросы  возникают  постоянно, обсуждаются на художественных советах. Три «кита» —
отделы эстетики, производства и науки — говорят свое веское слово. И едва ли решающее принадлежит научной лаборатории.

…Нарисован эскиз модели, разработана методика изготовления, получен опытный образец. Если применен новый материал, обувь передается на опытную носку — выдержит ли «жизненные невзгоды»? А потом апробация новинки на своих потоках, изучение спроса в магазинах (ежегодно Дом моделей выпускает около 165 тысяч пар обуви), консультации работникам промышленности.

В этот момент нередко и начинаются неприятности, возникают проблемы. Одно дело опытный образец, малая   серия, совсем другое — массовое производство.

Взгляните на прилавки магазинов — хорошая обувь раскупается тут же, а туфли-«неудачники» словно получили здесь постоянную прописку. Как такая продукция увидела свет?! Нередко ассортимент сокращают производственники — то оборудование не позволяет, то процесс слишком трудоемкий; вот и выпускают что полегче, что уже налажено. Но даже если берутся — как порой отличается «массовка» от образца! Казалось бы, все продумано: и материал, и цвет, и фурнитура. Но теперь соблюдение этих параметров в руках смежников. То машиностроители отстают,  то химики…  Сейчас, правда, положение должно   улучшиться — смежники   получают заявки от обувщиков заранее, за два года вперед.

— Говорят, новое в моде — это хорошо забытое старое…

— Ни в коем случае. Какие-то приемы моделирования, возможно, и повторяются. Но точного копирования быть не может. Новый ритм жизни, новые материалы, новые способы изготовления все меняют, требуют своего решения.

— Скажите, а какую обувь любите лично вы?

— Как художник? С удовольствием создаю молодежную моду: очень уж благодатная аудитория. И детский ассортимент. А как женщина — туфли на высоком каблуке. Знаете, чем выше каблук, тем устойчивее себя чувствую.

…Кто сейчас в мире диктует моду на обувь? У моды характер интернациональный, но свою лепту в общее направление вносит каждая страна. В последнее время очень активизировалось творческое содружество стран СЭВ. Ежегодно модельеры этих стран собираются, чтобы выработать единое модное направление. Обычно тон задают художники одежды. Обувщики же довольствуются малым. А ведь и у них немало своих проблем — и в области теории, и в области конкретного моделирования. И они решили отпочковаться. Несколько лет назад, в городе Готвальдове, центре обувной промышленности Чехословакии, впервые собрались на свое совещание обувщики стран СЭВ. На выставке, которая открылась там же, лучшие свои образцы представили Общесоюзный и Ленинградский дома моделей обуви, Дом моделей при фирме «Масис» в Ереване, Челябинское производственное объединение…

 — Конечно, решать моду однозначно нельзя,— к своим эстетическим и утилитарным показателям  она предъявляет разные требования. И все же, Вера Ричардовна, какой должна быть модная обувь?

— Красивой и удобной. Удобной и красивой. Только сочетание этих двух показателей ведет к успеху. Согласитесь, даже в самой узкой юбке двигаться можно; сумку, открывающуюся с трудом, носить можно. Но ходить в неудобной обуви, пусть сверхмодной, пусть сверхоригинальной — что может быть хуже!

«Чтобы быть красивой, надо страдать!» — нет, как художник-обувщик я возражаю…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>