Одежда и культура

«У меня у одной в классе не было джинсов. А когда к школьному вечеру я попросила новое платье и туфли на высоком каблуке, родители сказали: нет денег. А я же знаю: отложено 150 рублей — на стиральную машину. Зачем матери стиральная машина? Стирала всю жизнь на всех нас и без машины. Я плакала несколько дней, места себе не находила. Ни на какой вечер, конечно, не пошла. Сколько времени с тех пор прошло, стараюсь поменьше видеться и разговаривать с ними (с родителями). Мечтаю о том, когда стану самостоятельной и больше их вообще не увижу. Какая хорошая была у нас семья, а теперь — нет семьи…»

Такое вот письмо школьницы-восьмиклассницы. Редкое разве только по откровенности. А в жизни разве редко случается подобное? Увы! Но, может быть, это лишь всхлипывания пятнадцатилетнего несмышленыша?

Читаем другое письмо:

«Первая серьезная размолвка с мужем произошла, стыдно сказать, из-за… дубленки. Очень хотелось дубленку, а он копил на мотоцикл. Потом из-за платьев схлестнулись: ему показалось, что я их коллекционирую. А потом он мне вообще противен стал. Скандал за скандалом. Теперь думаю: из-за чего разошлись? Наверное, слишком молоды были».
Может быть, вопросы одежды волнуют только женские сердца? Обращаемся еще к одному письму.

«Не возражаю, чтобы при разделе лицевого счета большая комната была предоставлена моей бывшей жене с ребенком. Готов уступить ей всю посуду и даже телевизор. Но пусть она отдаст мне: 1) куртку кожаную (поношенность 50 процентов), 2) брюки из джинсовой ткани, фирменные… (Далее следует еще ряд видов одежды. — И. Б.-Л.) Мы с бывшей женой одного размера, и теперь она говорит, что это — ее, но у меня есть свидетели…»

Как говорится, и смех и грех. Сразу видно, что для человека важнее всего в жизни. Так что переживания по части одежды сильному полу тоже не чужды. Мне как-то пришлось принимать участие в улаживании скандала, когда покинутый муж в самом буквальном смысле слов катался по полу в истерике, выкрикивая: «Джинсы унесла… джинсы…» Это было единственное, что произвело на него сильное впечатление во всей разыгравшейся жизненной драме.

Неужели и тряпки могут сыграть роль? Как видим, могут. Попытки найти ответ на этот вопрос приводят нас в сравнительно малоисследованную сферу социальных проблем моды и культуры одежды.

И по сей день дает себя знать умирающая социальная функция одежды. Умирающая — потому, что прежних социальных различий больше не существует, и потому, что пытаться подчеркивать свое превосходство вообще (с помощью одежды, в частности) давно стало дурным тоном.

Потребность в самоутверждении среди людей — одна из самых насущных потребностей каждого человека. Может ли все это не сказаться на его одежде? Нет.

По одежке встречают, а провожать когда еще соберутся! И способ-то проще простого! Надо только одеться, как одеваются наиболее авторитетные для тебя люди. Тогда получится одновременно и превосходство (на их уровне!), и похоже (на них), и солидно (как у них!). И даже индивидуальность свою можно проявить: чуть забежать вперед, чуть отстать, свернуть в сторону. Вот и вся нехитрая хитрость. Это и есть мода в ее зачаточном состоянии.

Такая мода известна с первобытных времен. Мы читаем о ней в исторических повествованиях с древнейших времен. Так жаловался Альбер, сын Скупого рыцаря из одноименной маленькой трагедии А. С. Пушкина. И через века с ним перекликается жалоба нашей корреспондентки-восьмиклассницы: «Все ребята были в джинсах и кроссовках; в школьной форме была я одна…»

Сегодня мода переменчива, меняется все быстрее и потому, что ее начал эксплуатировать уже не придворный мир, а нечто посерьезнее: капиталистический способ производства. Для капитализма, с его периодическими кризисами перепроизводства, когда всего завал, а никто ничего не покупает, «придворная мода» оказалась сущей находкой.

В странах капитала, где существует конкуренция, очередную новинку проталкивают к потребителю рекламой, сервисом. «Индустрия моды» старается не для покупателя, а для хозяина, который заинтересован выгодно сбыть продукцию.

Обстановка в Советском Союзе была совершенно иная. Социалистическая экономика в принципе исключает кризисы перепроизводства. Никому ничего не надо навязывать. Но нельзя забывать, что люди в Советском Союзе, как и везде, не хотели ходить подолгу в одном и том же. Упоминавшиеся выше функции одежды в сильно преобразованном виде продолжают свое действие и, накладываясь друг на друга, порождают одну волну моды за другой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>