По следам волшебного башмачка

Мне рассказали, что среди многих аспектов работы лаборатории — обмер стоп населения. Это позволяет определить, обувь каких размеров выпускать больше, каких меньше. Оказалось, между прочим, что наши ноги не имеют аналогов: не найдешь двух одинаковых пяток! У 40 процентов людей одна стопа длиннее другой. И еще выяснилось, например, что среднестатистическая женская стопа равна 24 сантиметрам. Но точно такой ноги (не больше и не меньше!) нет ни у одной женщины. Как же шить обувь, как угодить всем и каждой? Помогает «интервал безразличия» — доли миллиметров, которые и позволяют найти выход из положения.

Недавно встал вопрос о создании юношеской обуви. Тут уже речь идет не только о моде, но и о культуре: «взрослые» туфли на девочках-подростках выглядят некрасиво. Обмеры, которые сотрудники лаборатории проводили в школах, в училищах и техникумах, показали: средний размер стопы старшеклассницы больше среднего размера женской стопы. Вот она, акселерация! Видимо, через пару лет придется пересматривать ГОСТ на женскую обувь.

— Как только не называют моду — и ветреная, и капризная. Разве за ней угонишься? Одежду, если она вышла из моды, еще можно переделать, даже короткую превратить в длинную. А как быть с туфлями?

— Спокойно носить их. Не повторять этого: вышли из моды. В любых новых моделях живут предложения прошлого года, а то и прошлых лет. В то время как одни вещи взлетают на гребень модной волны, другие спокойно готовятся «уйти со сцены». Они делают это не спеша, потому что никем не отвергнуты, не растеряли еще своих поклонниц. Удивительно мирно уживаются эти, казалось бы, антагонисты — новое и старое. Но уживаются! Потому что процесс создания моды на обувь всегда эволюционен.

— А шпильки?! А платформа?!

— О, их восхождение действительно напоминало стремительный переворот. Господство шпилек (или гвоздиков, как хотите) пришлось на конец 60-х годов. Все выше и выше — 8 сантиметров, 9, 10… Ремонтные мастерские без труда выполняли тогда план: шпильки ломались, застревали в решетках на тротуарах. Злые языки шутили: передвигаться на шпильках можно лишь опираясь на руку мужчины… И вдруг — платформа. От одной крайности в другую, от изящества — к пугающей глаз массивности. Все толще и толще — 2 сантиметра, 4, 5… Укротить «пришельца» оказалось невозможно: подошву породил полиуретан, материал новый, легкий, пластичный. Платформы имитировали дерево, пробку, веревочные переплетения… Это был, пожалуй, тот редкий случай, когда обувь едва не стала «первой скрипкой» в ансамбле. Но, словно возгордившись всеобщим вниманием, платформа быстро стала назойливой. В глазах рябило от крупных деталей, сложных композиций, от сочетания ярких цветов.

К счастью, всему бывает конец. Нет, полиуретан, конечно, остался. Это материал-долгожитель, возможности его безграничны. Но теперь он как бы остепенился, «вошел в возраст».

Вы спросите: а шпильки? Представьте, вернулись! Даже медики дали добро. Но теперь я задам вопрос: почему, говоря о восхождении шпилек и платформы, вы не упомянули сапоги? Они ведь тоже пробивались с боем. До 60-х годов женские сапоги никто в стране не выпускал, а старинные русские сапожки канули в Лету. Так вот, когда мы предложили несколько моделей сапог, знаете, какой переполох поднялся в планирующих организациях! «Вместо 2,5 пары туфель — всего одна пара сапог. Это же расточительство!» Но остановить процесс было уже нельзя.

…Нарисован эскиз модели, разработана методика изготовления, получен опытный образец. Если применен новый материал, обувь передается на опытную носку — выдержит ли «жизненные невзгоды»? А потом апробация новинки на своих потоках, изучение спроса в магазинах (ежегодно Дом моделей выпускает около 165 тысяч пар обуви), консультации работникам промышленности.

В этот момент нередко и начинаются неприятности, возникают проблемы. Одно дело опытный образец, малая   серия, совсем другое — массовое производство.

Взгляните на прилавки магазинов — хорошая обувь раскупается тут же, а туфли-«неудачники» словно получили здесь постоянную прописку. Как такая продукция увидела свет?! Нередко ассортимент сокращают производственники — то оборудование не позволяет, то процесс слишком трудоемкий; вот и выпускают что полегче, что уже налажено. Но даже если берутся — как порой отличается «массовка» от образца! Казалось бы, все продумано: и материал, и цвет, и фурнитура. Но теперь соблюдение этих параметров в руках смежников. То машиностроители отстают,  то химики…  Сейчас, правда, положение должно   улучшиться — смежники   получают заявки от обувщиков заранее, за два года вперед.

— Говорят, новое в моде — это хорошо забытое старое…

— Ни в коем случае. Какие-то приемы моделирования, возможно, и повторяются. Но точного копирования быть не может. Новый ритм жизни, новые материалы, новые способы изготовления все меняют, требуют своего решения.

— Скажите, а какую обувь любите лично вы?

— Как художник? С удовольствием создаю молодежную моду: очень уж благодатная аудитория. И детский ассортимент. А как женщина — туфли на высоком каблуке. Знаете, чем выше каблук, тем устойчивее себя чувствую.

…Кто сейчас в мире диктует моду на обувь? У моды характер интернациональный, но свою лепту в общее направление вносит каждая страна. В последнее время очень активизировалось творческое содружество стран СЭВ. Ежегодно модельеры этих стран собираются, чтобы выработать единое модное направление. Обычно тон задают художники одежды. Обувщики же довольствуются малым. А ведь и у них немало своих проблем — и в области теории, и в области конкретного моделирования. И они решили отпочковаться. Несколько лет назад, в городе Готвальдове, центре обувной промышленности Чехословакии, впервые собрались на свое совещание обувщики стран СЭВ. На выставке, которая открылась там же, лучшие свои образцы представили Общесоюзный и Ленинградский дома моделей обуви, Дом моделей при фирме «Масис» в Ереване, Челябинское производственное объединение…

— Конечно, решать моду однозначно нельзя,— к своим эстетическим и утилитарным показателям  она предъявляет разные требования. И все же, Вера Ричардовна, какой должна быть модная обувь?

— Красивой и удобной. Удобной и красивой. Только сочетание этих двух показателей ведет к успеху. Согласитесь, даже в самой узкой юбке двигаться можно; сумку, открывающуюся с трудом, носить можно. Но ходить в неудобной обуви, пусть сверхмодной, пусть сверхоригинальной — что может быть хуже!

«Чтобы быть красивой, надо страдать!» — нет, как художник-обувщик я возражаю…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>