Узоры и сочетания цветов

Видела я недавно юношу в запоминающейся рубашке с изображением горного пейзажа, выполненного способом фотопечати. Казалось бы, оригинально и красиво, но вот незадача: на одну лопатку приходилась глубокая пропасть, на другой возвышалась снежная вершина. Такой же «гористой», «сильно пересеченной» стала и его нормальная мужская спина. Или еще наглядный пример: в годы первых полетов в космос художники откликнулись на эти события эффектной тканью: силуэтом ракеты, уходящей в небо. Но на человеке рисунок смотрелся так, будто острие ракеты вонзалось в тело.

Сейчас под маркой острой моды и новизны на майки, сорочки, блузки, футболки попадают самые неожиданные предметы, эмблемы и целые картинки. Чего только не встретишь на одежде прохожих: газетные тексты, фирменные знаки, портреты и крупные надписи… А сюжеты! На куртке увидишь пару дерущихся каратистов, демонстрирующих жуткие удары, на чьей-то майке — азарт автогонок, на другой — табун лошадей, и нам уже нет дела до человека, до его мыслей и выражения лица.

Эти рисунки опасны не только тем, что отвлекают от внешнего и внутреннего облика человека, но они обесценивают его как личность.

Надписи вполне уместны на униформе стройотрядовцев, спортсменов. Ну, а крупные торговые эмблемы пусть все же останутся на полиэтиленовых пакетах.
В наших же интересах ограничить выбор изображений лишь теми, что действительно украсят, возвысят наш облик.

В чем загадка привлекательности простых ромбов, полоски, крапинки, «гороха»? Дело в том, что они просты, нейтральны, не «мозолят глаза». Свободным, ни к чему не обязывающим ритмичным чередованием темных и светлых пятен оживляют поверхность платья и вместе с тем не мешают видеть человека, выявляют его своеобразие.

Но удачно выбранный узор — еще не все.

Довелось мне как-то беседовать с молодыми женщинами-доярками. Не устраивают их небрежные, аляповатые узоры, которые так щедро предлагают магазины. Из образцов тканей, которые я им показала, они дружно выбрали мелкие геометричные узоры: на большом поле — тончайшие колечки, узорчатые ромбики, намеченные точками простые растительные узоры, изящно сплетенные листочки, а также легко и тонко прописанные цветы. Единодушию женщин можно было только подивиться. А между тем тут не было ничего странного: просто врожденное чутье подсказало им.

Но четкость четкости рознь. Определенность и точность рисунка еще не означают, что предмет изображается «как в жизни», с правдоподобием фотографии. Такое изображение всегда живет само по себе, «выпадает» из ткани, костюма, образа. Его хочется рассматривать отдельно, и в создании цельности облика оно не участвует. Для того чтобы вписать его в систему облика, изображение предмета непременно стилизуется. Что это значит?

Представьте букет полевых цветов, перенесенный как есть на поверхность ткани. Излишне подробный, он неизбежно будет задерживать, отрывать внимание от целого. Он будет петь своим голосом, вести свою собственную линию, претендуя на особую роль, вместо того чтобы всего лишь скромно подыгрывать целому.

Но представим себе тот же букет в виде силуэта — или же прорисованный пером, или намеченный акварелью. Это уже стилизованное изображение, где художник исключил все случайное, то есть это уже будет не букет из таблицы учебника ботаники, а часть декоративной плоскости. Перед нами уже возникнет букет, опоэтизированный художником, но тем не менее сохранивший всю полноту наших представлений об этом букете и каждом его цветке в отдельности. Такие изображения уже прекрасно ложатся на ткань, они соответствуют стоящей перед ними задаче.
Итак, вглядитесь пристальнее в каждую ткань. И та, что затронет вас какой-то упорядоченностью, нежностью, на которой ничто не будет назойливо лезть в глаза, скорее всего, окажется подходящим фоном вашему облику.

О чем еще надо помнить? Так, узор, где есть, скажем, сливающиеся на расстоянии в общий лиловый, серый, розовый, лиловый, станет более беспокойным, если один из них заменить темно-желтым. Он, может, будет более живым, как мы говорим, «веселым», но потеряет в цельности, так важной для всего облика в целом. Лучше сшить другое платье, где будут собраны одни теплые тона, например беж, желтый, оранжевый. Ткань, в которой трудно определить общий тон, нуждается в особо осторожном подходе. Порой, чтобы определить его, нужно отойти на некоторое расстояние, прищурить глаз. Тут иногда возможны всякие неожиданности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>